Проблема человека в философии Китая. Объяснение китайской мифологией и философией возникновения окружающего мира и человека

Проблема человека в философии Китая. Объяснение китайской мифологией и философией возникновения окружающего мира и человека
кратко
1. Несмотря на то что человек в Китае отождествляется с природой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии. Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии: цзин; ци; шень.

Цзин - энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого организма. Выделяются два вида данной психофизической энергии: "семя Прежнего Неба" - то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные "семя Последующего Неба" "то, что человек накапливает в течение жизни. Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией.
Ци - материально-духовная энергия, которая служит "строительным материалом" всего сущего (в отличие от цзин - энергии зарождения). Энергия ци подразделяется на: вещественную ци,; духовную ци -. Духовная ци - основа жизни человека. Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью - освобождение ци от всего лишнего, очищение души.
Шэнь - неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека). Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения - цзин; энергии материального и духовного существования - ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, - шэнь) китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии: ян - мужская сексуальная энергия; инь - женская сексуальная энергия.
Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на муж-чин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь - Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).
В основе существования, всей окружающей действительности лежит "Тай-изи" - единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.
2. Древнекитайская культура дает философски-мифологическое объяснение происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов: великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо;
зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего - гиганта Пань-Гу; выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели; образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля); 18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Землей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах; смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны - из глаз, грома - из голоса, ветра - из выдоха, рек - из крови, дорог - из жил, камней и полезных ископаемых - из костей, зубов и т. д.; o возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате любви фантастических первопредков Фуси и Нюйвы - людей-драконов. Старинное философское произведение "И-Цзин" объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов - земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте.
Даосизм - древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Дао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI - начале V вв. до н. э. Главные источники - философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно именуемые "Даодэцзин". Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ"."Дао" имеет два значения: 1o путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; 2o субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. "Дэ" - благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей: все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями; материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе ("все происходит из земли и уходит в землю"), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной - камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы; мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека - покой и недеяние ("у-вэй"); особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" - животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему; познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" - Первоначалом, послушании императору и близости к нему; путь к счастью, познанию истины - освобождение от желаний и страстей; необходимо во всем уступать друг другу.
Конфуцианство - древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 - 479 IT. до и. э., главным источником учения - произведе-ние Лунь Юй ("Беседы и суждения"). Основные вопросы, решаемые конфуцианством:o1 Как необходимо управлять людьми? 2 Как вести себя в обществе?
Представители данной философской школы выступают за мягкое уп-равление обществом. В качестве примера подобного управления приво-дится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия - отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным как отца к сыновьям.
Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит:не делай другим того, чего не желаешь себе. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фяцзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338 ГГ. до н. э.) и Хянь Фаи (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (Ш в. до н.э.) легизм стал официальной идеологией. Основной вопрос легизма (как н конфуцианства): как управлять обществом?Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм -философия сильной государственной власти.
Индекс историй мертвых философов и их идей

Малый тезаурус мировой философии . 2014.

Поможем написать курсовую

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»